Евгений Гунин
Наши далекие предки знали, что больше всего внимания привлекает
именно входная дверь. Вспомните Золотые Ворота, богатую роспись позолотой по
медным листам створок и фигурные «ободверия» древнерусских церквей, богатое
убранство дверей дворцов и присутственных мест. Современные исследователи
подтвердили это цифрами: до 80-90% внимания посетители здания уделяют именно
входным дверям. Маркетологи развитых стран вывели любопытные зависимости
популярности здания от типа используемых входных групп. В психологическом плане
дверь – это барьер, отделяющий потенциального клиента от предлагаемой услуги. И
чем легче преодолевается этот барьер, тем больше вероятность совершения
сделки.
ТЦ Рамстор - обычно поворотно распашные двери
устанавливают в -узких- местах
Карусельная дверь DORMA KTC на входе в ТЦ
Крокус-Сити Молл
За последние два года число производителей, представляющих свою продукцию в
России, удвоилось. Но лицо рынка по-прежнему определяет небольшая группа
лидеров: DORMA, Tormax, Besam и др.
Основная черта рынка – хаотичность. Если в развитых странах установку и
обслуживание автоматических дверей производят специализированные фирмы,
прошедшую сертификацию у производителя на право работы с его продукцией, то в
России за установку автоматических дверей может взяться практически любая
компания – от специализирующейся на отделке внутренних помещений до
устанавливающей фасады. К сожалению, при этом забывается, что автоматическая
дверь – объект технически сложный, требующий квалифицированного обращения. Тип и
параметры двери должны определяться на этапе проектирования здания, несущие
конструкции должны соответствовать нагрузкам, создаваемым дверью. Результат
небрежного подхода к выбору автоматических дверей виден, к сожалению, довольно
часто: надпись «дверь не работает» можно встретить где угодно. А ведь многие
разновидности автоматических дверей при должном уходе и грамотной эксплуатации
могут работать до 10-15 и даже 20 лет.
Типы автоматических дверей
Автоматические двери делятся на 3 большие группы:
- распашные;
- раздвижные;
- карусельные.
В развитых европейских странах решение о типе входных групп принимает
архитектор совместно с инвестором, основным критерием для выбора производителя и
модели двери является стоимость эксплуатации в течение срока службы здания до
его реконструкции. В России же в большинстве случаев решение принимает
генеральный подрядчик, и основным критерием для выбора является цена продукции.
Марки и компании
Фирма DORMA предлагает своим клиентам приводы для распашных дверей,
раздвижные двери и приводы, карусельные двери и достаточно редкую разновидность
автоматики для здания, которую иногда также относят к дверной автоматике:
автоматические передвижные перегородки, цельностеклянные и звукоизолирующие.
Besam предлагает приводы для распашных, раздвижных дверей, и карусельные двери.
Компания Kaba представляет рынку раздвижные двери и приводы (подразделение Kaba
Gilgen) и карусельные двери (подразделение Kaba Gaelentshutz). Tormax предлагает
покупателям автоматические распашные и раздвижные приводы собственного
производства и карусельные двери производства Boon Edam. Компании Geze и Ditec
предлагают приводы раздвижных и распашных дверей. Достаточно известная в
Германии фирма Blasi у нас пока представлена скупо, в основном карусельными
дверями. Фирмы Manusa и Nabco предлагают раздвижные приводы.
Распашные двери
Распашные двери, довольно распространенные в европейских странах, в России
занимают не более 1-2% рынка. Их основной плюс, то, что можно легко
автоматизировать существующие ручные двери, в России сводится на нет очень малым
ресурсом, причиной чему обычно служат некачественные петли. Тем не менее, такие
двери незаменимы, когда входная дверь является еще и противопожарной. Также
большие надежды компании возлагают на подрастающий частный сектор и
автоматизацию вспомогательных дверей. Примером может служить выпуск компанией
DORMA экономичного привода CD 80. Небольшой по габаритам (660х70х90мм) и легкий
(масса 8,5 кг) привод можно установить самостоятельно на любую существующую
дверь, все необходимое для этого поставляется в одной коробке. При этом
возможности его не так уж и малы: масса створки до 150 кг, ширина створки до
1200 мм, пять стандартных режимов работы, включающие серворежим и Push&Go, а
также способность работать с любыми устройствами «взрослой» автоматики и
возможность установки на цельностеклянные двери открывают большие перспективы
его применения в разнообразных решениях современного здания.
Раздвижные двери
Раздвижные двери занимают около 90% рынка дверной автоматики. Причинами
такого успеха являются их невысокая стоимость, большой ресурс работы и высокая
пропускная способность. Поэтому такие двери применяются в торговых центрах и
общественных зданиях, аэропортах и вокзалах, там где требуется обеспечить проход
большого количества людей или перемещение громоздких предметов. Основной
проблемой при эксплуатации таких дверей остаются сквозняки. Для уменьшения их
влияния на микроклимат здания, раздвижные двери зачастую устанавливаются
попарно, образуя тамбур. При этом необходимо помнить, что такой тамбур может
помочь при расстояниях между дверями от 3 м и применении микроволновых датчиков
движения, определяющих направление движения. Именно такое расстояние
преодолевает человек за время, требуемое для закрывания первой двери. Но и это
решение не работает, когда несколько посетителей движутся один за другим.
Поэтому остается единственное решение – применение достаточно мощной тепловой
завесы.
Карусельные двери
Карусельные двери – аристократы среди дверей. Это единственный тип дверей,
полностью защищающий здание от сквозняков, шума и уличной пыли. Про такие двери
можно сказать, что они всегда открыты и в то же время всегда закрыты. Правда, за
комфорт приходится доплачивать: карусельные двери значительно дороже других
типов. В России они занимают около 10% рынка, но эта доля постоянно растет, ведь
такие двери наиболее соответствуют реалиям российского климата. Однако это еще и
самый потенциально опасный тип двери. Степень оснащения различными датчиками
безопасности значительно влияет на конечную стоимость карусельной двери.
Основным параметром двери является ее внутренний диаметр, который определяет как
допустимый трафик, так и саму конструкцию, а в итоге ее стоимость. Двери такого
типа плохо справляются с перегрузкой, поэтому при выборе двери нужно обязательно
исходить из максимально возможного трафика, иначе заторы в зоне прохода станут
суровой реальностью. Карусельные двери различаются по числу створок: 2, 3 или 4.
Каждая модификация имеет свои особенности. У 4-створчатой двери самая широкая
зона прохода, но самая малая относительная площадь сегмента. Такие двери хороши
для офисных и общественных зданий, где требуется обеспечить проход большого
числа людей и маловероятно перемещение громоздких предметов. 3-створчатые двери
имеют более узкий проход, но относительная площадь сегмента у них выше, что дает
большую свободу при движении с крупногабаритным багажом. Такие двери идеальны
для торговых центров, вокзалов и аэропортов. 2-створчатая дверь – чемпион по
площади сегмента, но в силу своей конструкции она разрывает поток посетителей, и
поэтому рекомендуется при относительно небольшом трафике и необходимости
перемещения громоздких предметов.
Рынок прирастает регионами
Рынок автоматических дверей неотделим от строительного рынка. Основным
положительным фактором является высокая стоимость нефти и следовательно высокий
уровень внутренних инвестиций в строительство. В настоящее время ожидается
стремительное развитие регионов. Это связано как с продвижением крупных торговых
сетей в регионы (открытие новых комплексов МЕГА-ИКЕА, Метро и т.д.), так и с
правительственными программами развития регионов. На рынке Москвы (около 65%
общего рынка) безусловно положительно скажется вывод промышленных предприятий за
МКАД, что увеличит объем реконструируемых зданий. Среди отрицательных факторов –
высокий уровень инфляции, что снижает прибыльность долгосрочных строительных
проектов. Высокие инвестиционные риски российского рынка препятствуют приходу на
него многих ведущих международных компаний, что отрицательно сказывается на
уровне внешних инвестиций. Низкий уровень развития многих регионов отрицательно
сказывается и на развитии строительного рынка; говорить о рынке дверной
автоматики в таких регионах преждевременно. Основной неблагоприятный фактор для
рынка Москвы – дефицит привлекательных площадей. Это снижает темпы роста нового
строительства и, следовательно, основой рынка автоматических дверей становятся
реконструируемые здания, общий объем которых невелик.
Особенности российской действительности
В условиях стабильной экономики западных стран и гиперконкуренции
единственный способ развития – установление долгосрочных отношений с клиентом.
Здесь основную прибыль компания получает не с продажи нового оборудования, а с
его установки и последующего обслуживания и ремонта. В России основную прибыль
приносит именно продажа, многие компании, продающие автоматические двери, не
имеют сервисных служб. В свою очередь, пользователь оборудования тоже не имеет
знаний о правильной эксплуатации дверей, и обслуживание дверей производится во
время ремонта.
Для российского рынка остается актуальной продажа «в коробках» (около 77-80%
общих продаж), то есть в основном продается либо собранный автоматический
привод, либо привод с некоторыми компонентами створок, из которых впоследствии
собирается некая автоматическая дверь. В развитых странах поставку, установку
двери «под ключ» и зачастую обслуживание проводит одна специализированная
компания. На российском рынке стремительно увеличивается доля карусельных
дверей. Это свидетельствует о готовности большего числа заказчиков приобретать
дорогую уникальную продукцию и возрастании роли входной группы в оценке
престижности всего здания. К сожалению, культура эксплуатации карусельных дверей
также практически отсутствует.
Основные проблемы рынка дверной автоматики, на мой взгляд,
следующие:
1. «Традиционный» подход заказчиков к организации входных групп. До сих пор
многие, особенно некрупные, заказчики рассматривают автоматические двери как
дань моде, считая более практичными распашные входные группы.
2. Заниженная оценка роли входных дверей в облике и стоимости здания.
3. Финансирование дверей по остаточному принципу, ориентация на минимальную
стоимость двери.
4. Недоверие к автоматическим дверям, видение их только как источника
проблем.
5. Невысокий уровень культуры эксплуатации дверей.
6. Непонимание клиентом роли регулярного обслуживания дверей
7. Несоответствие российских стандартов (ГОСТ, ППБ) современной обстановке, а
стало быть, отсутствие какого-либо регулирования
8. Несовершенство таможенного законодательства, и, следовательно, «серый»
импорт.
Для решения многих из указанных проблем просто требуется время. Реалии рынка
вынуждают потенциальных заказчиков пересматривать свои взгляды. Можно сказать,
что пункты 1…4 присутствуют сейчас только в силу некоторой инерционности
мышления, как владельцев здания, так и арендаторов и конечных клиентов. В
окончательном решении этих проблем опять же значительно помогает иностранный
опыт – в условиях насыщенного рынка на успех того или иного бизнеса оказывают
влияние сущие мелочи, на которые в России традиционно не обращают внимания.
Эксперты любой девелоперской компании, например, скажут, что традиционные
распашные двери – один из наихудших вариантов организации входной группы для
торгового центра, они даже оценят сколько новых и постоянных клиентов из-за
этого теряет центр, а заодно и подсчитают снижение арендной ставки по сравнению
с наилучшим вариантом.
Пункты 5 и 6 – следствие технической неграмотности лиц, ответственных за
работу дверей. Почему-то среди субъектов рынка существует мнение, что пока дверь
находится на гарантии производителя, обслуживать ее необязательно. Но позвольте,
если вы, например, покупаете машину и в течение всего гарантийного срока не
обслуживаете ее, ни один производитель не признает ее поломку гарантийным
случаем. А теперь представьте автоматическую дверь в обычный московский торговый
центр, через которую порой проходит до нескольких тысяч человек в день, возможно
еще и с тяжелыми тележками, которыми иногда и «прикладываются» к двери, к тому
же с улицы летит пыль и грязь, а еще в холода нагнетается горячий воздух
(возникновение конденсата здесь неизбежно), не считая еще других, менее заметных
факторов. И в таких условиях двери требуется отработать положенный ей срок,
который должен составлять не менее 8-10 лет! Да и с чисто экономической точки
зрения: вовремя выявленная мелкая неисправность со временем могла бы привести к
более серьезным проблемам. Кстати, в развитых странах фирмы-установщики
автоматических дверей до 60% дохода получают именно с обслуживания ранее
установленных дверей, необходимость проведения ТО специализированными
организациями закреплена законодательно и вся ответственность за невыполнение
этого требования лежит на владельце здания. Вы еще сомневаетесь в необходимости
регулярного обслуживания дверей?
Пункты 7 и 8 не оставляют возможности сделать какой-либо прогноз, и остается
только надеяться, что «неправильные» двери никого не травмируют, а в наших
зданиях будет стоять полноценная продукция известных фирм, а не собранный «с
миру по нитке» суррогат. По мере развития рынка автоматических дверей он
постепенно становится более цивилизованным, однако до «среднеевропейского»
уровня ему еще очень далеко.
|